Историческая справка

Самарская автошкола ДОСААФ России является одной из старейших в г. Самара.

В сентябре 1959 в соответствии с решением ЦК ДОСААФ от 24.07.1959 г. Кировский райком ДОСААФ г. Куйбышева принял решение о создании хозрасчетного Кировского автомотоклуба  (Протокол №11 от 01.09.1959 г.) и выделил под него помещение по ул. Физкультурная.

Начальником хозрасчетного Кировского автомотоклуба назначили Артура Александровича Богомолова.

Автомотоклуб должен был готовить кадры для народного хозяйства.

Благодаря активной деятельности коллектива и начальника Кировского автомотоклуба ДОСААФ А.А. Богомолова укреплялся авторитет автомотоклуба, росло количество обучающихся, поэтому уже в январе 1960 г. по решению Куйбышевского областного комитета ДОСААФ на базе Кировского автомотоклуба ДОСААФ была открыта хозрасчетная автошкола Куйбышевского областного комитета ДОСААФ.

С 25 февраля 1961 г., в соответствии с требованием Приказа Председателя областного комитета ДОСААФ № 20 от 17 февраля 1961 г. Куйбышевская автошкола ДОСААФ была переведена в автошколу III разряда.

С каждым годом возрастало число обучающихся в автошколе, увеличивалось количество специальностей подготовки, усложнялись задачи.

В 1964 г. на базе хозрасчетной Куйбышевской автошколы ДОСААФ и Кошкинского хозрасчетного автомотоклуба ДОСААФ был создан Кировский автомотоклуб ДОСААФ второго разряда с задачей готовить не только кадры массовых технических профессий, но и вести подготовку по ВУС для Вооруженных Сил СССР.

Кировскому автомотоклубу ДОСААФ г. Куйбышева выделили одноэтажное здание по улице Юбилейная, 53 А. В нем оборудовали 4 класса для проведения теоретических занятий и классы для проведения лабораторно-практических занятий по устройству автомобилей и их техническому обслуживанию. Подготовку специалистов по ВУС осуществляли на автомашинах ГАЗ-51, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-157.

Для занятий по общевойсковой подготовке был оборудован строевой плац и спортивная площадка.

Специалистов для Вооруженных Сил СССР готовили в год примерно 250 человек.

Для подготовки кадров массовых технических профессий имелось 7 филиалов в разных районах г. Куйбышева и Куйбышевской области, которые выпускали до 2 000 специалистов в год.

Большой вклад в организацию учебно-воспитательного процесса, в обучение и воспитание курсантов внесли: начальник Кировского автомотоклуба – Богомолов А.А., зам. начальника автомотоклуба по УПЧ – Егоров В.Н., зам. начальника автомотоклуба по УВЧ – Верещагин В.Н., преподаватели Боенков Н.А., Романов П.Н., МПОВ – Нестеров, Аверьянов, ст. МПОВ Зареченсков.

В 1974 г. в соответствии с приказом председателя ЦК ДОСААФ от 15 ноября 1974 г. № 678 Кировский автомотоклуб ДОСААФ был переименован в  Куйбышевскую автошколу № 2 ДОСААФ III разряда с задачей подготовки водителей транспортных средств категории «С» для Вооруженных Сил СССР и для народного хозяйства категории «А», «В», «С», «Д», «Е», автомехаников, мастеров практического обучения вождения и механиков-комбайнеров III класса.

Для реализации поставленных задач имеющихся учебных помещений на Юбилейной, 53А, было уже недостаточно. По инициативе начальника автошколы А.А. Богомолова решено было начать строительство новой автошколы по проспекту Кирова, 73, на финансовые средства, полученные от продажи лотерейных билетов.

За короткий срок было построено:

  • учебно-административное здание, в котором были оборудованы 9 учебных классов, класс начальной общевойсковой подготовки, два класса тренажеров для легковых и грузовых автомобилей, два класса ЛПЗ и У, ленинская комната, кабинеты для администрации автошколы и складские помещения,
  • здание гаража с боксами для стоянки на 25 автомашин, ПТО, аккумуляторной, кабинетами, подсобными помещениями и деревообрабатывающим цехом,
  • здание ЛПЗ и ТО,
  • тир для стрельбы из МК винтовки (50 м),
  • здание КТП, трансформаторная подстанция,
  • открытая площадка с эстакадой для обслуживания автомашин,
  • спортивная площадка.

К концу 1975 г. Куйбышевская автошкола № 2 ДОСААФ переехала с ул. Юбилейная, 53 А на пр. Кирова, 73.

  Подготовка специалистов по ВУС проводилась на новых по тому времени автомашинах КАМАЗ-4310, ЗИЛ-131 и УАЗ-469.

В каждом потоке обучения с курсантами проводились 100 км марши, марш-броски на 6 км и стрельбы из автоматов на Чернореченском полигоне.

Обучение кадров массовых технических профессий проводилось на автомобилях ВАЗ-2102, ЗИЛ-130, автобусах ЛАЗ-697 и ЛИАЗ-677.

В последующие годы Куйбышевская автошкола № 2 ДОСААФ построила автодром и базу отдыха для сотрудников на берегу реки Волга.

Много сил и труда, в процессе обучения и воспитания курсантов, в подготовку учебно-материальной базы для обучения специалистов по ВУС вложили преподаватели: Шурыгин Н.В., Епищев В.Д., Шаталов В.И., ст. МПОВ Рыжков А.В., МПОВ Пяткин В.П., Суслов А.Н., Алешкин А.В., Колосков А.В., МПО Красник Л.Б., Алтынбаев Х.Х. и другие.

Активную работу в оборудовании классов и учебно-материальной базы для подготовки кадров массовых технических профессий проводили преподаватели: Бизяев И.Ф., Никаноров М.С., МПОВ Пасмурских Н.И., Сыромля Н.А. и другие.

Каждый учебный год Куйбышевская автошкола № 2 ДОСААФ готовила от 300 до 400 специалистов для Вооруженных Сил Советского Союза и до 2 000 специалистов для народного хозяйства.

В марте 1986 г. начальником Куйбышевской автошколы № 2 ДОСААФ был назначен подполковник Валерий Михайлович Ткаченко, который проработал начальником автошколы до октября 2002 г.

В эти годы наиболее интенсивно готовили в Куйбышевской автошколе № 2 ДОСААФ специалистов для Вооруженных Сил Советского Союза. Разнарядка колебалась от 350 до 600 человек. Программа обучения включала изучение имеющихся на вооружении ВС СССР автомобилей, общевойсковые предметы, марш на 100 км, марш-броски на 6 км, стрельбы из автомата Калашникова и 70 часов практического вождения.

Наиболее активное участие в подготовке специалистов по ВУС принимали участие: начальник автошколы – Ткаченко В.М., зам. по УПЧ – Матвеев Б.Г., зам. по УВР – Филимонов В.А., преподаватели – Шурыгин Н.В., Епишев В.Д., Бирюков П.И., Маширов А.М., Шаталов В.И., МПО Красник Л.Б., Ларионов В.П., Коляда В.М., Верищагин В.Н., МПОВ Алешкин А.А., Суслов А.Н., Пяткин В.П., Колосков А.В., ст. МПОВ Резниченко П.И. и Рыжков А.В.

В связи с распадом СССР в 1992 г. состоялся I съезд делегатов от большинства областных комитетов ДОСААФ, на котором ДОСААФ был переименован в РОСТО.

Началась новая история, где РОСТО стала преемницей ДОСААФ, но несколько в другом качестве. ДОСААФ была общественно-государственной организацией и, следовательно, пользовалась поддержкой государства и финансированием, а РОСТО стало общественной негосударственной организацией и лишилась поддержки государства и практически финансирования.

Для школы настали тяжелые времена выживания. Не было денег на зарплату сотрудникам автошколы, на покупку и ремонт учебных автомашин, на ремонт зданий сооружений, теплотрассы и линий электропередач.

Но Куйбышевская автошкола № 2 РОСТО благодаря энтузиазму и патриотизму работников автошколы, продолжала готовить специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации и кадры массовых технических профессий. Даже в эти трудные годы автошкола готовила от 200 до 300 специалистов по ВУС и до 2 000 специалистов для народного хозяйства.

Работники Самарской АШ были заслуженно отмечены ЦС РОСТО: Бугай Л.М. награжден медалью ЦС РОСТО «Первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин», Головину А.В., Краснику Л.Б., Колоскову А.В., Пяткину В.П. и Шурыгину А.В. присвоено звание «Почётный член РОСТО».

С переименованием г. Куйбышева в г. Самара Куйбышевская автошкола № 2 РОСТО стала именоваться Самарская автошкола № 2 РОСТО.

15 октября 2003 г. состоялся II съезд РОСТО, на котором было принято решение о переименовании РОСТО в РОСТО (ДОСААФ). В связи с решением II съезда РОСТО Самарская автошкола № 2 РОСТО стала называться Самарская автошкола РОСТО (ДОСААФ).  

30 октября 2002 г. на должность начальника Самарской автошколы был назначен подполковник Николай Николаевич Батов.

Приняв должность Н.Н. Батов активно включился в работу по улучшению организации учебно-воспитательного процесса, приведения учебно-материальной базы в соответствии с требованиями руководящих документов, постепенно начался ремонт зданий и помещений автошколы, стал приводиться в порядок автопарк и «Закрытая от движения площадка».

С 2004 г. по 2007 г. в автошколе были:

- отремонтированы практически все классы и помещения учебно-административного здания, гаража и класса ЛПЗ и ТО;

- заасфальтирована «Закрытая от движения площадка»;

- построен новый КТП с классом для инструктажа МПОВ;

- оборудован тир для стрельбы из пневматического оружия;

- частично отремонтированы теплотрасса, канализация и энергосети;

- приобретены новые автотренажеры «3Д-инструктор. Версия 1.4.» для отработки первичных навыков управления автомобилем и изучения органов управления;

- аудитория № 13 оснащена компьютерами для изучения основ законодательства в сфере дорожного движения, в аудитории № 12 установлены компьютеры для изучения дорожного движения и проверки знаний по ПДД;

- на территории автогаража в классе ЛПЗ и ТО установлены и приспособлены в качестве тренажеров для приобретения первичных навыков вождения автомобили КАМАЗ-4310, ЗИЛ-131, ВАЗ-21102;

- оборудована площадка для мойки автомашин;

- увеличен парк легковых автомобилей с 2 до 18;

- отремонтирована и переоборудована аудитория № 4, согласно новым требованиям;

- оборудованы комната досуга и информатики, класс военной подготовки, уголок «Охрана труда».

При Самарской автошколе ДОСААФ России 30 января 2009 г. на основе МОУ СОШ № 5 (директор Людмила Тимофеевна Козеродова) создан и активно работает военно-патриотический клуб «Самарец». Курсанты клуба изучают автомобильное дело, а также строевую, огневую, физическую подготовку, знакомятся с бытом и досугом военнослужащих, принимают активное участие в слётах, соревнованиях, смотрах-конкурсах и многих других мероприятиях патриотического направления районного, городского и областного уровней.

Ежегодно в автошколе для народного хозяйства подготавливается более 2000 водителей по профессии «Водитель транспортного средства».

В автошколе проводится большая военно-патриотическая работа по воспитанию подрастающего поколения и его подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, открыт кружок по автоделу и стрелковая секция, работает клуб спортивной радиопеленгации «HUNTER». Налажены хорошие шефские связи с социально-реабилитационным центром «Радонеж» и школой  № 138.   В различных мероприятиях проводимых коллективом автошколы активное участие  принимают учащиеся средних общеобразовательных школ № 5, 108, 138, 43, 45, 93, 100, 175.

Команды курсантов автошколы участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых администрацией Промышленного района г. Самара. В феврале 2007 г. команда курсантов автошколы заняла 1-е место в игре «Зарница».

В автошколе в каждом периоде обучения проводятся соревнования по настольному теннису, стрельбе из пневматического оружия, по футболу, по поднятию тяжестей и на лучшего водителя среди курсантов.

Общее количество задействованных детей в мероприятиях спортивно-массовой и военно-патриотической направленности более 1000.

Проводятся Месячники оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества и «День открытых дверей».

Обновлена наглядная агитация в автошколе. Составлен план ремонта и реконструкции всех элементов автошколы до 2012 г.

Кроме начальника автошколы  Н.Н. Батова активное участие в выполнении вышеперечисленных мероприятий  принимали:

зам. начальника автошколы по экономической работе – Быкова В.А.,

зам. начальника автошколы по УПЧ – Чулков В.К., Матвеев Б.Г.,

зам. начальника по хозчасти – Пахомова М.Н.,

преподаватели: Шурыгин Н.В., Боенков В.Н., Фатхутдинов А.Ф., Маширов А.М., Головин А.В.

МПО Красник Л.Б., Барсуков Н.И., Рыжков А.В., инженер Старченков И.В.,

начальник гаража – Баленков А.М.,

МПОВ Пяткин В.П., Правдин Ю.А., Колосков А.В., Кашин П.Г., Боков П.П., Мальнов В.А. и другие.

Более чем за 50-летний период Самарской автошколой ДОСААФ России подготовлено свыше 65 тыс. водителей транспортных средств категорий "В", "С", "Д", "Е".

В настоящее время Самарская автошкола ДОСААФ России работает в сфере услуг оказываемых населению по следующим направлениям.

1. Обучение:

- подготовка и переподготовка водителей транспортных средств категории «А», «В», «С», «Д», «Е»;

- подготовка водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов;

- подготовка водителей-наставников автотранспортных предприятий;

- ежегодные занятия с водителями автотранспортных организаций.

- подготовка специалистов по контролю технического состояния механических транспортных средств.

2. Сфера услуг:

- установка дополнительного оборудования (дополнительные педали сцепления и тормоза, зеркала и аппаратно-программного комплекса аудио- и видеонаблюдения на учебные автомобили);

- работает медкабинет – прохождение медкомиссии;

- имеется оборудованный учебный автодром;

- предоставляется автодром для первоначального обучения вождению;

- работает автоматизированная система обслуживания.

В школе имеются все возможности для обучения: тренажерные классы, кабинеты по устройству и эксплуатации автомобильной техники, лаборатории для проведения практических работ на действующих образцах автомобилей и двигателей, технические средства обучения, компьютерный класс для изучения правил дорожного движения, современный автодром. Практическое обучение проводится на современных отечественных и импортных автомобилях.

Историческая справка